Владимир АРЕНЕВ. Душница

Владимир АРЕНЕВ. Душница

Владимир АРЕНЕВ. Душница. // Аренев В. Мастер дороги. — М.: Фантаверсум, 2013

Игра в предсказания — захватывающее, пускай даже и неблагодарное занятие. И все-таки хочется здесь и сейчас предречь «Душнице» долгую счастливую жизнь. В повести есть многое из того, за что мы ценим классику — живость чувства, стройность сюжета, глубина мысли (досадно, что это сочетание все чаще воспринимается в ироническом ключе), и все это подано с обманчивой, почти что чеховской простотой. О связи между живыми и мертвыми, о памяти и помнящих писали и будут писать всегда — но настолько хорошо пишут нечасто. Красивая фантастическая метафора становится поводом поговорить на вечные темы и разбередить незажившие раны (те, которые не должны заживать), но прежде всего это увлекательная история об одном обыкновенном мальчишке, которому пришлось совершить нечто необыкновенное… и повзрослеть. История для всех — и для подростков, и для тех, кто уже забыл, каково это — делать первый в жизни трудный выбор… и даже для тех, кто этот выбор так и не сделал. На горизонте фантастической, да и «просто» литературы тонкая игла «Душницы» смотрится естественно и живо — как будто всегда и была там, бок о бок со светлыми башнями, возведенными Брэдбери, Ле Гуин, Крапивиным и другими великими зодчими.

Номинировал Владислав Женевский

ОТЗЫВЫ ЖЮРИ

Андрей Василевский:

Владимир Аренев поставил себе локальную задачу и отлично с ней справился. Всего одно фантастическое допущение, удивительное для читателей, но не удивительное для персонажей, позволило стилизовать книгу под «реалистическую» повесть для подростков.

Александр Етоев:

Хорошая юношеская повесть, чуть нескладная и затянутая, но вполне ничего себе. Притчевая такая. О том, как в некотором сволочном государстве души запечатывают в гандоны и не дают им улететь в Небо (с прописной буквы). И про отделившийся Крым актуально вполне, хотя и написано за несколько лет до красной даты в календаре крымчан – законного воссоединения с Россией, я имею в виду. Автор прямо провидец.

Ставлю 4.

Сергей Жарковский:

Оценка: Блистательно. В рамках данного конкурса – 4.

С моей точки зрения, проблема памяти-как-бессмертия рассмотрена намного интересней, чем Логиновым – нет ничего такого марктвеновского капитаностромфилдовского с лёгким налётом трагизьма. «Душница» скорей перебрасывается зелёным шариком с великим «Главным полднем» в смысле формализации.

И проблема «тайн личности» в смысле «скелетов в шкафу», вполне могущая стать известной в мире мальчика Сашки – да, это хорошо и страшно. «В чаще».

Свежая земляника.

Михаил Назаренко:

Хорошо, грамотно сделанный текст. В рамках единой фабулы движутся – именно движутся, а не нарочито демонстрируются – несколько тем, вполне традиционных. Хорошо сделана и подача (для читателя) мира изнутри, глазами его обитателей; но, впрочем, исторические справки на школьных уроках – это несколько в лоб (и не первый раз, Владимир!). Почему «Душница», при всех ее достоинствах, – не «новый горизонт»? Потому что изначальная «крапивинскость» или, если угодно, «алексиновость» жанра вызывает превышение меры условности: не только «фантастика», но еще и «повесть о школьниках», то есть автору пришлось преодолевать двойной ряд жанровых штампов. Но преодолел, этого не отнять.

Андрей Рубанов: 

Хорошая идея, любопытная фабула — но развития нет. Герои входят в историю и выходят из неё, не претерпев метаморфозы. Идея с человеческими душами, уловленными в сосуды, кажется мне наивной, грубой и противоестественной. Духи живут в тонком мире по его законам и не могут быть уловлены. А главное — зачем их улавливать и собирать в одном месте? Какие выгоды извлекают из этого деяния те, кто его придумал? На какие обобщения автор нас хотел вывести, для чего эти шарики с душами показывать нам?

Если бы где-то и существовал такой мир, откуда нет выхода даже душам умерших — люди в этом мире вымерли бы, не имея стимула к прогрессу. Узник не будет работать на благо тюрьмы, в которой заточён.