ОБЪЯВЛЕН НОМИНАЦИОННЫЙ СПИСОК ПРЕМИИ «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ-2019»

ОБЪЯВЛЕН НОМИНАЦИОННЫЙ СПИСОК ПРЕМИИ «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ-2019»

 Оргкомитет литературной премии «Новые горизонты», «самой литературной из фантастических и самой фантастической из литературных», завершил формирование списка номинантов. В 2019 году в лонг-лист вошло тринадцать произведений:

  1. Буглак Татьяна. Параллельщики. Номинировал Сергей Соболев
  2. Бобылёва Дарья. Вьюрки. Номинировал Дмитрий Малков
  3. Горалик Линор. Все, способные дышать дыхание. Номинировал Егор Михайлов
  4. Дяченко Марина и Сергей. Луч. Номинировал Николай Караев
  5. Еськов Кирилл. Чиста английское убийство: Кто и зачем убил Кита Марло — экстравагантного гения, «поэта и шпиона»? Номинировал Василий Владимирский
  6. Жевнов Константин. Оператор. Номинировал Сергей Соболев
  7. Казаков Дмитрий. Оковы разума. Номинировал Андрей Щербак-Жуков
  8. Королюк Михаил. Квинт Лициний. Номинировал Валерий Иванченко
  9. Кузнецов Сергей. Живые и взрослые. Номинировала Галина Юзефович
  10. Паволга Ольга, Перловский Михаил. Стеклобой. Номинировал Дмитрий Малков
  11. Пелевин Александр. Четверо. Номинировал Василий Владимирский
  12. Савеличев Михаил. Я, Братская ГЭС… Номинировал Сергей Шикарев
  13. Хуснутдинов Андрей. Аэрофобия. Номинировал Сергей Шикарев

Победителя премии в этом сезоне определит жюри в составе:

  • Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир» (председатель жюри);
  • Дмитрий Бавильский, писатель, журналист, литературовед;
  • Владимир Березин, писатель, литературный критик;
  • Шамиль Идиатуллин, писатель, журналист;
  • Николай Кудрявцев, переводчик, издатель, литературный критик;
  • Константин Фрумкин, футуролог и литературный критик.

Премия «Новые горизонты» была основана с целью поощрения авторов, которые отважно исследуют территории, лежащие за пределами традиционных литературных полей, осваивают тот язык, на котором будет говорить наша фантастика завтра.

Шорт-лист «Новых горизонтов» будет оглашен в октябре.

Комментирует номинационный список критик Сергей Шикарев:

Год за годом в номинационный список премии «Новых горизонтов» попадают самые разные — по избранной тематике и художественному воплощению — произведения. Такова идеология премии — представить все разнообразие фантастических текстов, не помещающихся в жесткое прокрустово ложе формата.

Год за годом номинационном списке проявляет себя — иногда с большей, иногда с меньшей очевидностью — лейтмотив, объединяющий эти произведения.

Неформальная и не объявленная, а явившая себя в текстах тема нового сезона — историческая память, идентичность и их конструирование.

Вот несколько примеров. Обращается к прошлому Михаил Савеличев в повести «Я, Братская ГЭС…», перетолковывая советскую действительность с помощью поэта Эдуарда Евтушкова (в котором без труда узнается Евгений Евтушенко) в идеалистическом духе, создавая притягательный образ идеальной и вряд ли когда-то существовавшей советской страны.

Отправляется в советское прошлое, чтобы его подкорректировать и улучшить, персонаж «Квинта Лициния» Михаила Королюка.

Роман «Оковы разума» Дмитрия Казакова являет собой образец лингвистической фантастики. И в традициях поджанра демонстрирует, как язык меняет мышление и идентичность человека.

Манипулирует историей и ее интерпретациями и привычный к этому еще со времен «Евангелия от Афрания» Кирилл Еськов. Его повесть «Чиста английское убийство» — реконструкция убийства (или «убийства») поэта Кристофера Марлоу в шпионско-детективном ключе.

Похожая на артефакт советской фантастики конца восьмидесятых — начала девяностых повесть Константина Жевнова «Оператор» отсылает и вовсе к мифологическому прошлому, предлагая герою — и читателю — две его трактовки.

Не увернуться от библейских аллюзий читателям «Луча» Марины и Сергея Дяченко, чьи персонажи должны придумать/сконструировать не больше не меньше как смысл жизни для пассажиров звездолёта, следующего к Новой Земле.

Одна из новелл Андрея Хуснутдинова, составляющих роман «Аэрофобия», прямо пересекается с этим сюжетом: писатель описывает потерявших память обитателей космического корабля, пытающихся воссоздать свое прошлое и приходящих к парадоксальному выводу, который можно распространить не только на историю звездолёта, но и на историю человечества в целом.

Правда, вымысел и произведения номинационного списка «Новых горизонтов» свидетельствуют: исторический материал — вещество податливое.