ОБЪЯВЛЕН НОМИНАЦИОННЫЙ СПИСОК ПРЕМИИ «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ-2019»
Оргкомитет литературной премии «Новые горизонты», «самой литературной из фантастических и самой фантастической из литературных», завершил формирование списка номинантов. В 2019 году в лонг-лист вошло тринадцать произведений:
- Буглак Татьяна. Параллельщики. Номинировал Сергей Соболев
- Бобылёва Дарья. Вьюрки. Номинировал Дмитрий Малков
- Горалик Линор. Все, способные дышать дыхание. Номинировал Егор Михайлов
- Дяченко Марина и Сергей. Луч. Номинировал Николай Караев
- Еськов Кирилл. Чиста английское убийство: Кто и зачем убил Кита Марло — экстравагантного гения, «поэта и шпиона»? Номинировал Василий Владимирский
- Жевнов Константин. Оператор. Номинировал Сергей Соболев
- Казаков Дмитрий. Оковы разума. Номинировал Андрей Щербак-Жуков
- Королюк Михаил. Квинт Лициний. Номинировал Валерий Иванченко
- Кузнецов Сергей. Живые и взрослые. Номинировала Галина Юзефович
- Паволга Ольга, Перловский Михаил. Стеклобой. Номинировал Дмитрий Малков
- Пелевин Александр. Четверо. Номинировал Василий Владимирский
- Савеличев Михаил. Я, Братская ГЭС… Номинировал Сергей Шикарев
- Хуснутдинов Андрей. Аэрофобия. Номинировал Сергей Шикарев
Победителя премии в этом сезоне определит жюри в составе:
- Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир» (председатель жюри);
- Дмитрий Бавильский, писатель, журналист, литературовед;
- Владимир Березин, писатель, литературный критик;
- Шамиль Идиатуллин, писатель, журналист;
- Николай Кудрявцев, переводчик, издатель, литературный критик;
- Константин Фрумкин, футуролог и литературный критик.
Премия «Новые горизонты» была основана с целью поощрения авторов, которые отважно исследуют территории, лежащие за пределами традиционных литературных полей, осваивают тот язык, на котором будет говорить наша фантастика завтра.
Шорт-лист «Новых горизонтов» будет оглашен в октябре.
Комментирует номинационный список критик Сергей Шикарев:
Год за годом в номинационный список премии «Новых горизонтов» попадают самые разные — по избранной тематике и художественному воплощению — произведения. Такова идеология премии — представить все разнообразие фантастических текстов, не помещающихся в жесткое прокрустово ложе формата.
Год за годом номинационном списке проявляет себя — иногда с большей, иногда с меньшей очевидностью — лейтмотив, объединяющий эти произведения.
Неформальная и не объявленная, а явившая себя в текстах тема нового сезона — историческая память, идентичность и их конструирование.
Вот несколько примеров. Обращается к прошлому Михаил Савеличев в повести «Я, Братская ГЭС…», перетолковывая советскую действительность с помощью поэта Эдуарда Евтушкова (в котором без труда узнается Евгений Евтушенко) в идеалистическом духе, создавая притягательный образ идеальной и вряд ли когда-то существовавшей советской страны.
Отправляется в советское прошлое, чтобы его подкорректировать и улучшить, персонаж «Квинта Лициния» Михаила Королюка.
Роман «Оковы разума» Дмитрия Казакова являет собой образец лингвистической фантастики. И в традициях поджанра демонстрирует, как язык меняет мышление и идентичность человека.
Манипулирует историей и ее интерпретациями и привычный к этому еще со времен «Евангелия от Афрания» Кирилл Еськов. Его повесть «Чиста английское убийство» — реконструкция убийства (или «убийства») поэта Кристофера Марлоу в шпионско-детективном ключе.
Похожая на артефакт советской фантастики конца восьмидесятых — начала девяностых повесть Константина Жевнова «Оператор» отсылает и вовсе к мифологическому прошлому, предлагая герою — и читателю — две его трактовки.
Не увернуться от библейских аллюзий читателям «Луча» Марины и Сергея Дяченко, чьи персонажи должны придумать/сконструировать не больше не меньше как смысл жизни для пассажиров звездолёта, следующего к Новой Земле.
Одна из новелл Андрея Хуснутдинова, составляющих роман «Аэрофобия», прямо пересекается с этим сюжетом: писатель описывает потерявших память обитателей космического корабля, пытающихся воссоздать свое прошлое и приходящих к парадоксальному выводу, который можно распространить не только на историю звездолёта, но и на историю человечества в целом.
Правда, вымысел и произведения номинационного списка «Новых горизонтов» свидетельствуют: исторический материал — вещество податливое.