Глеб Елисеев о «Цивилизации страуса»
Любопытная книжка, частично выглядящая как набор затянувшихся «оммажей» к произведениям известной и даже классической научной фантастики. Начиная с главной сюжетной посылки, когда главный герой Антон Гусев включается в длинную череду литературных «Рип Ван Винклей», просыпаясь после криогенной заморозки через тридцать семь лет после условной смерти. С этой ситуацией мы, разумеется, уже сталкивались в самых разных книгах и фильмах: от «Спящий пробуждается» Г. Дж. Уэллса до «Разрушителя» М. Брамбиллы. И на протяжении всего дальнейшего чтения не отпускает одна мысль: «Интересно, автор эту отсылку сделал намеренно? Или у него подсознательно всплыли аналогии на известную НФ?» Впрочем, судя по названию, которое явно намекает на знаменитый роман Р. Шекли, все было сотворено вполне специально.
И что же получилось? Да получилось даже забавно, не грубо и все намеки читателем высматриваются: от Шекли с его «Цивилизацией статуса», «Билетом на планету Транай» или «Платой за риск» до отсылок к книгам Ф.К. Дика или «Матрице» Вачовских. Даже финал – явный (и ироничный) знак уважения к завершению «Ярости» Г. Каттнера и К. Мур. Другое дело, что подобное количество радующих намеков хорошо срабатывает только в откровенно юмористическом произведении, а не в тексте с претензией на сатиру и социальную критику. Ведь под видом описания России будущего автором «бичуются» не лучшие тенденции современности, но выглядит это опять же как-то несерьезно (как не выглядит серьезной и вся книга).
При этом я вовсе не хочу сказать, что она плоха. Ничего подобного: читается текст легко; написан он на редкость внятно; главный герой хоть и не вызывает симпатии, но и не бесит (в отличие от большинства персонажей современной фантастики); даже некоторых второстепенных героев запоминаешь. Другое дело, что в реальность мира через тридцать семь лет, где все еще вполне здравствуют «Википедия», «ютуб» и даже доблестное ФСО по-прежнему охраняет президента, не очень-то верится. Поэтому и виден в «Цивилизации страуса» какой-то перерасход усилий автора: реальной игры в социальное прогнозирование – нет, а на несмешную сатиру и постомодернистские «отсылки на отсылки» С. Мусаниф потратил слишком уж много страниц текста.
Впрочем, еще раз подчеркну – книга написана ясно и четко, поэтому не только своего читателя она найдет, но и многие из этих читателей окажутся ей вполне довольны.