Роман «OVUM» шортлистера премии «Странник/НОС-2021» Кирилла Куталова — это киберпанк-дистопия, посвященная проблеме отсутствия цели. Свой главный вопрос – «Кем и чем вы хотите быть?» – автор задаёт сразу и читателям, и героям романа. Герои, как и читатели, ищут этот ответ в себе. Но это потом.
Сначала же, пока сам OVUM не появился на свет, — дитя ошибки или же закономерный результат стремления к смерти? — на вопрос «кем и чем» за всех отвечает Чёрная Точка, главная героиня романа:
«Я решала, как там всё у них будет, у сотен тысяч незнакомых мне людей. На каком диване и с кем, сколько раз за сеанс они кончат. Я повелевала пещеристыми телами, бартолиновыми железами, сжимала эрекционное нейрокольцо на тысячах чужих членов, стимулировала нейровуманайзером тысячи чужих клиторов. Решала, какие эмоции транслировать в тысячи чужих мозгов».
Продолжая начатое Руди Рюкером, Джеффом Нуном и Джонатаном Летемом, Куталов замешивает липкие запахи, горячий сок с амфетамином, нейростимуляцию и виртуальную реальность в коктейль, выпить который придется всем. Каждый найдет там что-то свое, глубоко субъективное и личное. Кто-то вздрогнет от встречи с новым тоталитарным матриархатом; кого-то проберет до самых костей секс, в котором от секса ничего не осталось; кто-то в ужасе зажмурится, узнав за фасадом изобретений Инженера модный сегодня Chat GPT.
Новые технологии, направленные только на удовлетворение желаний, разрушают не только общество людей, но и самого человека. В таком месте — дистопии — жить никому не хочется, и роман показывает это всеми, порой режущими глаз, красками.
Прочесть роман Куталова стоит, чтобы задать себе вопрос: как избежать Перехода в нашем, реальном мире? И кем для этого нужно стать. Или чем быть? Ответ, который спрятан в романе, заставляет найти другой, свой собственный.
Куталов Кирилл. OVUM. – Издательские решения, 2022.
Номинировал коллективный номинатор — издательский сервис Rideró
ОТЗЫВЫ ЖЮРИ
Андрей Василевский:
Небессмысленный кибер-панк, вполне форматный. С некоторыми находками.
В самом деле, зачем загружать в мозг какой-то специфический внешний контент, если можно — в романе уже технически можно — замкнуть мозг на самого себя, пусть сам себя обслуживает.
Не дурно, не дурно, но читать необязательно. Не Гибсон, не Гибсон (см. международную номинацию премии «Новые Горизонты» этого года).
Александр Лукашин:
История создания слега. Психологический производственный роман с кучей кукишей по карманам. Очень неплохо.
Вадим Нестеров:
В этой книге меня привел в полный восторг не слог автора, а представление романа номинатором — издательским сервисом Rideró. Этот текст можно приводить как пример непревзойденного умения, сказав много, не сказать ничего:
«Роман «OVUM» шортлистера премии «Странник/НОС-2021» Кирилла Куталова — это киберпанк-дистопия, посвященная проблеме отсутствия цели. Свой главный вопрос – «Кем и чем вы хотите быть?» – автор задаёт сразу и читателям, и героям романа. Герои, как и читатели, ищут этот ответ в себе. Но это потом.
Сначала же, пока сам OVUM не появился на свет, — дитя ошибки или же закономерный результат стремления к смерти? — на вопрос «кем и чем» за всех отвечает Чёрная Точка, главная героиня романа:
«Я решала, как там всё у них будет, у сотен тысяч незнакомых мне людей. На каком диване и с кем, сколько раз за сеанс они кончат. Я повелевала пещеристыми телами, бартолиновыми железами, сжимала эрекционное нейрокольцо на тысячах чужих членов, стимулировала нейровуманайзером тысячи чужих клиторов. Решала, какие эмоции транслировать в тысячи чужих мозгов».
Как говорят мои дети: «Согласись – имба!». Прочел – и лихость в голове образовалась необыкновенная. Сразу хочется попросить автора отсыпать малёха.
Но в самой книге все не так весело. Нормальный такой киберпанк достаточно ближнего прицела с фиксацией на порно и потому начинающийся фразой «…и садится ему на лицо». Почему у нас, начиная примерно с романа «Нет» Горалик и Кузнецова, так стремятся скрестить киберпанк с порнографией?
В целом же — ну, такое…
Алексей Сальников:
Была такая замечательная серия «Альтернатива», многие помнят эти желтые обложки на полках магазинов. Вот там бы, в этой серии, в 2001 году этот роман выглядел бы очень органично. Или если бы вышел в Перестройку, то наделал бы шуму. Но, блин, этот подростковый эпатаж, заслоняющий все здравые мысли, которые можно найти в романе, эта серьезность, с которой этот эпатаж делается.
Авторы сериала «Два холма» вообще, вон, написали сценарий и сняли что-то похожее с живыми людьми. Сериал грустно смотреть, а книгу грустно читать.