Придумать мир, который был бы подлинно новым и вместе с тем устойчивым и убедительным — мечта любого автора фэнтези. В романе «Препараторы» Яне Летт удается и то, и другое. Созданная ею Кьертания – материк, охваченный Стужей, выживать в которой могут только особые существа – снитиры, способные на время отделять душу от тела. Приготовленные из снитиров «препараты» — не совсем живые, но и не совсем мертвые фрагменты их тел – служат основой кьертанской экономики, да и жизни в целом. А охотники на снитиров – «препараторы» — составляют в обществе материка особую касту, одновременно могущественную и отверженную. Выстроенная вокруг системообразующего «промысла» снитиров экономика Кьертании выглядит сложной, но логичной и непротиворечивой, равно как и политическая организация, и социальная структура общества – свойства для фэнтези редкие и потому особенно драгоценные.
Летт Яна. Препараторы. Зов ястреба. — М.: АСТ, 2023 (по факту — 2022).
ОТЗЫВЫ ЖЮРИ
Андрей Василевский:
Как объясняет нам Автор («Литературная газета», 2023, 10 октября):
«“Препараторы” – единая история со сквозным сюжетом, разделённая на три части. Как и в большинстве циклов фэнтези, первая часть трилогии во многом посвящена знакомству с реальностью, в которой живут герои. Без этого ориентироваться в пространстве второго романа будет непросто. (…) Работая
над миром Кьертании, я стремилась воссоздать её быт до мелочей – придумывала религиозные обряды, музыкальные инструменты, настольные игры, мифологию… И, конечно, знакомила читателей с героями, намечала основные конфликты и интриги трилогии. Героев в книге множество – во второй части список давно перевалил за сотню, а главных в первой – пятеро.
(…) Экспозиция всего этого дана именно в первой части, поэтому я однозначно
советую читателям начинать с неё».
Вторая книга уже вышла – «Препараторы. (Сердце Стужи)». Третья, наверно,
пишется. Но на премию-то номинирована только первая. Которая – «экспозиция»,
«знакомство с реальностью…» Мне кажется, это неправильно.
Вот будет законченная трилогия, поговорим.
Александр Лукашин:
Прекрасное миростроение. Хороший язык. Правда, социальное устройство так себе, довольно обычно. Но установка автора «Все мужики сволочи!» и замах как бы не на трилогию дело портят.
Вадим Нестеров:
Издательская аннотация обещает новый фэнтези-цикл для в лучших традициях Ли Бардуго и Джорджа Мартина!
Реально же это та же модель, что и в «Устье»: «Я придумала свой мир и сейчас вам про него расскажу». Рассказ, надо сказать, нетороплив и обстоятелен. Если книга Наталии Лазаревой сравнительно небольшая, то в «Зове ястреба» примерно 200 страниц из 600 читатель не понимает примерно ничего, и, как в анекдоте, отчаянно пытается разобраться – кто все эти люди: ястребы, кропари, снитиры, химмельны, препараторы…
Отсылок автора к Мартину и к Стругацким действительно хватает, в целом же это разворачивающаяся в странном мире история трех провинциалов, призванных служить в столицу. Здесь их линии начинают переплетаться, и у героев появляется множество перспектив как для успеха, так и для провала.
Книга для очень терпеливых читателей, но, когда втянешься и врубишься, терпение в принципе окупается – мир действительно оригинален и интересен.
И хотя типажи героев достаточно классические, сюжетные линии весьма стандартны, а интрига закручивается неторопливо, ближе к финалу этот паровоз на угле наконец-то разгонится и выйдет на проектную скорость. Финал тома (а это явно только первый том) реально хорош, и умение автора финишировать, пусть и на промежуточной отсечке, отчасти примирила меня с авторской неторопливостью.
Но, все-таки, почтенный автор, где вы в наше нон-стоп бегущее время намерены наловить читателей для этого реликта мира неторопливо текущего времени?
Алексей Сальников:
Вообще, вся эта книга могла быть прологом к какой-нибудь к jrpg. Страница закрывается, мы уже ознакомлены с основными механиками и выходим в относительно открытый мир, все такое. Или, если бы в России снимали анимешные сериалы, тоже вполне себе попадает в стилистику. (Пока читал, натурально видел мультик в не очень ярких тонах)
Слегка испортила впечатление предельная серьезность повествования. Понимаю, все очень сурово, но вот ходят герои, говорят правильные слова, шутят правильные шутки. Возникло чувство, что Яна Летт выполнила некое задание по написанию текста. Все на месте: экспозиция, сюжетные арки, в конце одна героиня умирает не просто так, а возможно всплывает во второй книге (которую еще не читал), другая добивается, чтобы ее сестры оказались в столице, Стром суров, но это Стром, принцесса влюбляется в простолюдина, а тот становится детективом, чтобы расследовать клиффхэнгер. Не хватает какого-то хулиганства, что ли, самой малости Ивана Белова из этого списка и его Руха. (Но только самой малости, много не надо).
В любом случае, думаю, у книжного цикла уже нашлись юные поклонницы и поклонники.