Статус Виктора Пелевина в 21 веке стал странным: с одной стороны, он зацементировался в статусе главного писателя (по крайней мере, единственного, каждая книга которого реально будет обсуждаться), с другой — вообще перестал восприниматься как часть литературного процесса. Были книги более или менее неудачные, но в целом его ежегодные книги стали традицией неотвратимой и уже почти лишенной всякой радости. И тут что-то случилось. Помню в феврале прошлого года много реплик — мол, где-то сейчас Пелевин смачно выругался и отправил в корзину черновик новой книги. Смех смехом, но это похоже на правду. Кажется, 2023 год вырвал Виктора Олеговича из внутренней Монголии, заземлил и перезагрузил, что ли. «KGBT+» — неровный роман, к которому есть за что придраться, но кажется, это наименее циничная из его книг за много лет, полная и печали, и — в финале — спокойной мудрости. Возможно, это единственная книга Пелевина, которая для многих, да и для меня тоже, оказалась в первую очередь утешительным чтением. И уже за одно это я ему благодарен.
Пелевин Виктор. KGBT+. – М.: Эксмо, 2022.
ОТЗЫВЫ ЖЮРИ
Андрей Василевский:
Главный наш Писатель (я не иронизирую) пишет неровно, «KGBT+» не самый лучший его роман, что не отменяет… Это скорее прокладка между «Transhumanism Inc.» (см. финал предыдущего сезона «Новых Горизонтов») и нынешним «Путешествием в Элевсин». Рассматривать «KGBT+» как отдельное самодостаточное произведение мне сложно. Я и не буду. Просто поставлю галочку — Пелевин, прочитано.
Александр Лукашин:
Написано блестяще! Просто блестяще! Скучать начинаешь не раньше сотой страницы!
Алексей Сальников:
Ну, логично видеть Пелевина в списке, потому что он блестящий автор, которого мы сможем понять только оценив с высоты времени весь корпус его произведений, он уже давно что-то такое, что ценно в русской литературе само по себе. Что касается этой книги. Тот случай, когда название романа оказалось круче всего, что помещено под обложку, но только за само название можно давать премии, отсыпать мешки «Оскаров».