Анна СТАРОБИНЕЦ. Споки

Анна СТАРОБИНЕЦ. Споки

Анна СТАРОБИНЕЦ. Споки

Анна СТАРОБИНЕЦ. Споки. // Старобинец А. Икарова железа. — М.: АСТ, 2013

Литература XX века предлагает нам широкий спектр антиутопических сценариев: консьюмеристских и алармистских, «по Марксу» и «по Троцкому», «по Геббельсу» и «по Фрейду». В повести «Споки» Анна Старобинец предлагает принципиально новую вариацию на тему: «антиутопию по Стивену Джобсу». Незаметно для стороннего наблюдателя гаджеты и мобильные приложения искажают картину мира, необратимо меняют психику человека, особенно уязвимую психику ребенка. Жутко – но вполне реалистично, несмотря на все фантастические повороты сюжета.

Номинировал Василий Владимирский

ОТЗЫВЫ ЖЮРИ

Андрей Василевский:

Ожидаемо, одномерно. Открывающиеся сюжетные возможности не использованы, поэтому «Споки» выглядит как рабочая заготовка для более крупного произведения, которое так и не написано.

Александр Етоев:

Вот это собственно и есть Новые Горизонты фантастики – писать, не думая, что пишешь фантастику. Потому что пиша фантастику, как это делали и делают многие прошлые и нынешние фантасты, они почему-то единственно о фантастике и думают. Нет бы подумать о литературе. Хотя литературе в общем-то все равно, фантастика она или нет. Главное, чтобы она оставалась литературой, то есть тем, что тревожит сердце и заставляет работать совесть. У Старобинец все это есть. Поэтому ставлю 5.

Сергей Жарковский:

Ну, в общем, никак. В рамках данного конкурса – 2.

Рассказ, написанный в стиле «для глянцевых журналов» из рассказа. Гаджеты едят мозг наших детей, и кошмар. Мимимимими и ужас-ужас-ужас. Оно и бы и ничего для сельской местности, я бы поставил тройку, но там есть устрица и жемчужина в густых проволочных зарослях, а вот нефритового рака, подбирающегося к жемчужине скрозь тёплую воду страсти – нет, поэтому твёрдая двойка. В «Космополитен», пальто подать.

А если чуть менее серьёзно – меня дико раздражил образ ребёнка, иммунного к поеданию мозга. Действительно, «Космополитен», да ещё и наш, современный, вот сейчас. Поставить единицу, что ли? Ладно. Двойка, потому что не богатыристика Андрея Столярова.

Михаил Назаренко:

Серединка на половинку: стандартная НФ, скрещенная со стандартным хоррором. Добротно, стилистически банально – да и не только стилистически.

Андрей Рубанов:

Анна Старобинец на пике формы. Русский Стивен Кинг. Возможно, сегодня — лучший фантаст в России. Свой материал, своя тема, свой стиль. Заслуживает победы.