Иван Прохоров. Метро

Прохоров Иван. Метро (электронная публикация)
Прохоров Иван. Метро (электронная публикация)

Фантастический триллер Ивана Прохорова – вещь отчётливо жанровая, направленная на увлечение читателя необычными сюжетными обстоятельствами. Но в рамках жанра она на удивление революционна и поистине открывает новые горизонты. Хотя роман собран из знакомых повествовательных ходов и типизированных персонажей, фабула его неформатна, тема трудноопределима, сюжет малопредсказуем. Перфекционизм и богатая фантазия автора не перестают удивлять с первых до последних страниц. Несмотря на пугающий объём (слов здесь почти столько же, сколько у Толстого в «Анне Каренине»), текст читается на едином дыхании. Все составляющие увлекательности – эмпатия, ожидание, тайна – с блеском соблюдены. Персонажи и коллизии убеждают и трогают вопреки видимому абсурду описываемых событий.
О чём всё-таки книга? Вот как это формулирует автор: «История нескольких пассажиров, исчезнувших в ночном метро, открывает подробную хронику апокалипсиса. Одержимый сотрудник прокуратуры выходит на след «богов», владеющих неподвластными людям измерениями пространства-времени и паразитирующих на человечестве с давних времён».

Прохоров Иван. Метро (электронная публикация)

ОТЗЫВЫ ЖЮРИ

Андрей Василевский:

Сначала похоже на компьютерную игру. На игру похоже не стрельбой и пр., а тем, что — двери, коридоры, двери, проходы, тупики, тоннели, двери, двери, ключи… Персонажи все время должны двигаться, пробираться, искать, пролезать, уворачиваться.

Написано — прямо скажем — чудовищно:

«С решеткой нижней двери Даша справилась быстро, но висячий замок «infernum» отнял целую минуту. За эту минуту к ним в тамбур спустился бородатый мужчина в черном. Мужчина был без глаз – на их месте были огромные кровавые кляксы. Он орал не переставая, называя кого-то мерзкой сукой.

Даша понимала – кого. Того, кто ревел сейчас наверху. Она буквально увидела, как взбешенный исполин вонзает пальцы в глаза убийцы его возлюбленной. Но оглушительный слоноподобный грохот сообщил, что атлету скорее всего тоже пришел конец. Вряд ли что-то совместимое с жизнью способно опрокинуть такое мощное тело. Следом прилетела пуля, прекратившая страдания мужчины без глаз. Даша ощутила тошноту».

То есть чудовищно, если относиться к этому как к художественной прозе. А если не относиться, то, конечно, и на это есть любители.

Там еще много всего, очень долго, очень подробно. (В сети есть аудиокнига, звучит 37 часов 5 минут). Финал мне показался неубедительным. Да и трудно было сделать убедительно — столько в середине повествования накручено.

Лучше, конечно, было бы не читать, а смотреть. Но по сравнению с фильмами/сериалами экономическая себестоимость создания фантастического романа стремится к нулю, а экранизировать это никаких бюджетов не хватит.

Александр Лукашин:

Автор упорно исследует «условия человеческого существования». И рецепт человечности у него довольно прост и очевиден. Сильное подозрение, что это Михаил Тырин.

Вадим Нестеров:

Если мы говорим о фантастике как о развлекательной, жанровой литературе – то это идеальный роман.
Чрезвычайно цепкий – оторваться очень сложно. Все герои хороши – выбирай на вкус, последний поезд метро сплетет пять сюжетных линий: «Один торопится покинуть страну. Второй бежит от полиции. Третий пытается оттолкнуться от дна. Четвертая убегает от прошлого. А пятая – от самой себя».
Чрезвычайно длинный – объемом примерно в четыре стандартные книги. При это автор умудряется держать драйв и не снижать напряжения на протяжении всей книги.
Чрезвычайно выгодный – потому что бесплатный. Обе книги автора выложены на «Автор.Тудей» в свободный доступ – сколько я понимаю, статуса коммерческого автора у Прохорова нет.
Товарищи Сергей Шапин и облеченные правом сотрудники АТ! Дайте ему, пожалуйста, возможность продавать свои книги. Даже если показатели не дотягивают.
Зато он писатель настоящий.
Я, кстати, серьезно. Лет десять не читал триллеров такого уровня. Как только закончу с «Новыми Горизонтами» — сяду читать прохоровского «Настоящего полицейского».
Не, положительно очень удачный сезон.

Алексей Сальников:

Монументальненько!
Истории нескольких людей, угодивших…да куда только не угодивших и чего только не переживших. Тут тебе и мистика, и хоррор, и фантастика, и детектив, и детских травм хватает, и читается вполне себе легко, потому что литературная речь автора не изобилует попытками быть изысканным. И это радует. Это спасает от того, что книга сначала долго не начинается, потом долго не заканчивается, а затем нас ждет еще эпилог, длиною в целую повесть.
С другой стороны, не могу не отметить (и отмечаю) трудолюбие автора и его добросовестность. У него приятный для чтения стиль, ты всегда знаешь, что происходит, даже если на страницах творится что-то сюрреалистическое, или постапокалиптическое, или мистическое, или фантастическое (это в книге все есть, не удивляйтесь). Книга – это такой Lost в книжном варианте, только с более проработанной концовкой.
На самом деле, нашей литературе побольше бы такого, в смысле ясности повествования, но и поменьше бы такого, в смысле количества знаков. Иван довел историю до конца, но как бы сжав зубы, будто на Эверест взошел. Вот теперь, с этой вершины можно осмотреться и подумать, что бы такого хорошего написать еще.