Дэвид Митчелл. Утопия-авеню.

Митчелл Дэвид. Утопия-авеню. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023.
Митчелл Дэвид. Утопия-авеню. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023.

Последний на сегодняшний день роман британца Дэвида Митчелла, автора мировых бестселлеров «Облачный атлас», «Под знаком чёрного лебедя», «Тысяча осеней Якоба де Зута» и других. «Утопия-авеню» — история взлета вымышленной группы «Утопия-авеню».

В одном из интервью писатель признался, что хотел воспроизвести ощущение — «когда ты опускаешь иглу на пластинку и слушаешь альбом».

Казалось бы, лишь случай или продюсерский произвол свел вместе блюзового басиста Дина Мосса, изгнанного из группы «Броненосец Потемкин», гитариста-виртуоза Джаспера де Зута, из головы которого рвется на свободу злой дух, известный ему с детства как Тук-Тук, пианистку Эльф Холлоуэй из фолк-дуэта «Флетчер и Холлоуэй» и джазового барабанщика Гриффа Гриффина — но за свою короткую историю «Утопия-авеню» оставила неизгладимый след в памяти и сердцах целого поколения…

Utopia Avenue — это название группы, родившейся, по авторскому замыслу, в конце 1960-х в Лондоне, бурлившем в ту эпоху от всего нового: образа мыслей, моды, политики и, конечно, музыки. В мире новой книги Митчелла Utopia Avenue – группа того же порядка, что Pink Floyd или Deep Purple, то есть наследники The Beatles и The Rolling Stones, прославившиеся на весь мир благодаря своему ни на что не похожему звучанию.

Структура романа необычно выстроена: части книги соответствуют альбомам группы (их три), а каждая глава названа по песне, которую написал кто-то из троицы главных героев, — соответственно, эта глава рассказывает о перипетиях судьбы данного персонажа.

При этом музыканты придуманной автором группы живут во вполне реальном мире. В книге между делом появляются Брайан Джонс из Rolling Stones, Сид Барретт из Pink Floyd, Леонард Коэн, Дженис Джоплин, Аллен Гинзберг, Фрэнк Заппа и еще десяток героев той эпохи, по большей части уже ушедших в мир иной. Пожалуй, для Митчелла было жизненно необходимо воскресить их и свести со своими героями – хотя бы на минуту, в качестве гостевых артистов на огромном альбоме, каковой и представляет собой роман «Утопия-авеню». 

Митчелл, создавая в «Утопия-авеню» уникальное текстово-музыкальное полотно, писал о реальном мире с его проблемами, но при этом отдавал себе отчёт в том, что музыка не в силах поменять правила игры, зато способна сделать жизнь чуть более сносной. Устами Джаспера де Зута он говорит: «— Песни не изменяют мир, — вдруг заявляет Джаспер. — Мир изменяют люди. Люди принимают законы, бунтуют, слышат глас Божий и поступают по его велению. Люди изобретают, убивают, рожают детей, начинают войны. — Он закуривает «Мальборо». — Из чего следует вопрос: кто или что влияет на умы людей, которые изменяют мир? Мой ответ: мысли и чувства. Но тут возникает следующий вопрос: где зарождаются эти мысли и чувства? Мой ответ: в других. В тебе самом. В душе и в рассудке. В прессе. В искусстве. В историях. Ну и конечно же в песнях».

И конечно же, «Утопия-авеню» представляет собой ещё один фрагмент большого метаромана, в который Митчелл объединил все 8 написанных им романов. Тонкие связи, видные лишь тем, кто хорошо знаком с творчеством писателя, бережно сохранили переводчик книги Александра Питчер и редактор Александр Гузман.

Митчелл Дэвид. Утопия-авеню. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021.
Перевод с английского Александры Питчер.
Номинатор — импринт Иностранка.