Анна Козлова. «Рюрик»
Козлова Анна. Рюрик. – М.: Фантом Пресс, 2019.
Однажды ночью семнадцатилетняя Марта бежит из интерната в Мытищах, куда богатые родители сдают своих сделавшихся вдруг не нужными отпрысков. В рюкзаке у Марты — запасная пара носков, книга Алена Роб-Грийе (которую она не читала и не прочтет), антисептический гель для рук и сарафан с открытой спиной, украденный у соседки по комнате. В сердце Марты — неукротимое желание найти мать, которой у нее никогда не было, а в голове — то единственное, что она о ней знает: адрес на улице Овощной в городе Архангельск, где эта таинственная мать когда-то была прописана. По дороге с Мартой (и с теми, кто ей встретится) случится много нехорошего, а потом девочка решит «срезать путь», и окажется в самом сердце Сийского лесного заказника на границе Вологодской области, где все станет по-настоящему плохо.
Роман Анны Козловой сложно определить в терминах жанра. В нем есть и детективная интрига (читатель будет напряженно гадать, за какие же такие проступки Марта, обожаемая дочь известного адвоката Олега N, оказалась сначала в интернате, а после в бегах), и семейная драма, и жесткая, едва ли не жестокая социальная сатира, и элементы философской прозы (в самом общем виде главную идею романа можно сформулировать так: все беды с людьми происходят из-за стремления поступать правильно, а не так, как хочется). Но главное, пожалуй, в «Рюрике» – это способность автора, ни в какой момент не скатываясь в откровенную чертовщину, на протяжении всего текста балансировать на стыке рационального и иррационального. Архаические потусторонние силы, исподволь влияющие на человеческую жизнь, замирают под прямым читательским взглядом, однако стоит отвести глаза, вновь начинают свое загадочное движение. В каждой сюжетной развилке мы можем подобрать рациональное объяснение происходящему, однако сквозь обманчивую надежность бытия нет-нет да и проглянет его оккультная, магическая изнанка.
Умело сохраняя волнующую двойственность, Анна Козлова создает мощный и актуальный текст, лежащий на пересечении реалистического и фантастического, что в полной мере соответствует целям и ценностям премии «Новые горизонты».
Номинировала Галина Юзефович