Петр Воробьев. «Разбой»
Воробьев Петр. Разбой. – Луганск: Шико, 2019.
Если обратиться к кинотерминологии (а почему бы и нет?), то перед нами классическое road movie, дорожное кино. Его герой, ученый Самбор путешествует по миру – не просто так, конечно, а с умыслом и сверхзадачей. По дороге он, из уважения к жанру, ввязывается в авантюры самого различного свойства –иногда сомнительные, чаще вынужденные. А подчас и довольно кровавые.
Суровые нравы персонажей романа объясняются просто: не они такие, жизнь такая. То нужно отбиться от нападения работорговцев, то атаковать крепость, где засел неприятель. Впрочем, эти сцены, да и книга в целом, обильно приправлена авторским юмором. Просто представьте, что несколько скетчей «Монти Пайтон» срежиссировал бы Квентин Тарантино.
Низка эпизодов демонстрирует различные грани мира, по которому путешествует Самбор и его товарищи/попутчики. И вот эта характерная особенность повествования, его рассыпанная многогранность заслуживает самого пристального внимания. Во вселенной «Разбоя» (впервые появившейся в романе «Набла квадрат» лет так тридцать тому назад) есть и дирижабли, и подводные лодки — на местном наречии: аэронаосы и подморницы. Да, жители этого причудливого мира говорят на собственном языке, даже на нескольких. А передовые технологии соседствуют с мечами и луками. И такое сочетание вполне органично, когнитивного диссонанса не вызывает.
Не часто попадается среди фантастических миров –сработанный столь детально, тщательно, весело и изобретательно. А всего-то и надо было – столкнуть легенды и мифы Древней Скандинавии с научно-техническим прогрессом. Да так чтобы искры полетели!
Впрочем, есть у романной конструкции «Разбоя» и второй, предсказуемо постмодернистский, уровень, где можно встретить реалии и фантомы нашего мира — например, пилота Порко Россо, убежавшего из мультфильма Миядзаки, или строки Роберта Рождественского.
И в завершении темы кино: саундтрек у романа тоже присутствует, в диапазоне от Apocalyptica до «Гражданской обороны».
Номинировал Сергей Шикарев